|
Автор: Редактор
|
|
Понедельник, 14 Ноября 2011 10:07 |
|
Газета “Соотечественник”, № 72 (Ноябрь, 2011)
Наш сегодняшний собеседник – сопредседатель российско-австрийской комиссии историков проф. Штефан Карнер. История отношений России и Австрии в прошлом веке, веке двух мировых войн, содержит немало сложных вопросов, вопросов, на которые трудно отвечать. В этом интервью мы, как и прежде, цитируем нашего собеседника дословно, без комментариев и послесловий.
Штефан Карнер -
Заместитель декана института Экономической и социальной истории Университета им.Карла Франценса (Грац), основатель и директор Института по изучению последствий войн им. Людвига Больцмана. Имеет многочисленные государственные награды Австрийской Республики и Федеративной Республики Германии. Награжден медалью «Гордость России».
|
|
Читать дальше...
|
|
Автор: Редактор
|
|
Воскресенье, 10 Июля 2011 18:02 |
22 июня 1941 года - взгляд из Австрии 70 лет спустя
Газета “Соотечественник”, № 69 (Июль, 2011)
Д-р Харальд Вальзер
- депутат парламента Австрии от партии Зеленых, докладчик парламента по вопросам образования, член Земельного совета Форарльберга, директор гимназии Фельдкирх, автор многочисленных публикаций по новейшей истории.
По мнению д-ра Харальда Вальзера, в Австрии на уровне партий нет официально установленного мнения по данным вопросам, но, разумеется, разные партии по-разному воспринимают различные эпохи. К примеру, термина «австрофашизм» старательно избегают и Свободная партия Австрии, и Народная партия, и социал-демократы. В настоящее время в парламенте проходят напряженные дискуссии по вопросу реабилитации жертв австро-фашизма. При этом обе правящие партии хотят дать название закону: «закон о реабилитации жертв режима Дольфуса». Дело в том, что систему австрофашизма создала предшественница АНП (Христианско-социальная партия), и с этим историческим наследием Народная партия не хочет жить.
Некоторые слово «австрофашизм» заменяют понятием «сословное государство», что с исторической точки зрения является в корне неверным; другие называют его «авторитарным режимом», то - есть используют безобидное понятие. Партия Зеленых согласна с термином «австрофашизм», ибо в нем отражаются исторические факты.
|
|
Читать дальше...
|
|
Автор: Редактор
|
|
Воскресенье, 10 Июля 2011 18:01 |
22 июня 1941 года - взгляд из Австрии 70 лет спустя
Газета “Соотечественник”, № 69 (Июль, 2011)
Д-р Йоханнес Хюбнер
- депутат парламента от Австрийской Партии Свободы, адвокат, доктор юридических наук, член арбитражного суда АПС.
Д-р Йоханнес Хюбнер считает, что каждая партия имеет собственное видение того времени. Так, представители разных партий дадут совершенно различную оценку австрофашизму. Само понятие «австрофашизм», разумеется, связано с Народной партией и Дольфусом. Для АНП Дольфус - это диктатор, но диктатор «хороший», ибо позже он выступал против национал-социализма и боролся за независимость Австрии.
В оценке аншлюса мнения партий мало чем отличаются друг от друга, ибо все партии выступают за независимость Австрии, и потому, естественно, все партии негативно оценивают аншлюс. Нет различий между партиями и в оценке российско-германской, вернее, советско-германской войны.
|
|
Читать дальше...
|
|
Автор: Редактор
|
|
Воскресенье, 10 Июля 2011 18:00 |
22 июня 1941 года - взгляд из Австрии 70 лет спустя
Газета “Соотечественник”, № 69 (Июль, 2011)
Д-р Роберт Крихбаумер
- профессор Университета Зальцбурга, специалист по истории Второй Республики в Австрии, автор многочисленных публикаций, Член Комиссии по военно-историческим памятникам при министерстве обороны Австрии, активный деятель Австрийской Народной партии.
Д-р Роберт Крихбаумер считает, что понятия «австрофашизм» и «аншлюс» являются спорными, как в австрийской исторической науке, так и между социал-демократами и Народной партией. Социалисты поддерживают миф о том, что партия всегда боролась за демократию, и республиканский шутцбунд был лишь оборонительной формацией для защиты демократии. Однако февральское восстание (12 февраля 1934) не являлось борьбой за демократию. Значительная часть членов шутцбунда симпатизировала коммунистам или являлась уже коммунистами. Целью членов шутцбунда было не построение демократии, а социализма по советскому образцу. Несколько сотен шутцбундевцев в конечном итоге иммигрировали в Советский Союз.
АНП постоянно упрекают за ее «австрофашистское» прошлое, ей непрерывно напоминают, что портрет убитого канцлера висит в помещениях парламентского клуба партии.
|
|
Читать дальше...
|
|
Автор: Редактор
|
|
Воскресенье, 10 Июля 2011 17:59 |
22 июня 1941 года - взгляд из Австрии 70 лет спустя
Газета “Соотечественник”, № 69 (Июль, 2011)
Маг. Карл Дуффек
- директор Института Реннера (Политической Академии Социал-демократической партии Австрии).
Карл Дуффек считает, что у современных политических партий есть определенные взгляды по таким важным историческим вопросам, которых придерживаются большинство членов той или иной партии.
В вопросе австрофашизма австрийские социал-демократы, поставлены в особое положение: в это время партия была запрещена, а их самих сажали в тюрьмы. И потом, после 1945, они делали все возможное, чтобы такое больше не повторилось. Для этого необходимо было создать систему с высокой демократической стабильностью. Возникла идея, чтобы эту систему несли на себе два больших политических лагеря, бывших во времена австрофашизма противниками: социал-демократы и Народная партия.
Что же касается событий, имевших место 70 лет назад, то у социал-демократов нет ни малейшего сомнения в том, что это была агрессивная война нацистского рейха против Советского Союза, и по-другому это нельзя интерпретировать.
|
|
Читать дальше...
|
|
Автор: Редактор
|
|
Воскресенье, 10 Июля 2011 17:33 |
22 июня 1941 года - взгляд из Австрии 70 лет спустя
Газета “Соотечественник”, № 69 (Июль, 2011)
Наша редакция хотела представить читателю мнения австрийских политиков без комментариев. Однако когда материал был уже готов, стало ясно, что без некоторых замечаний не обойтись.
Прежде всего, надо пояснить, упоминавшийся нашими собеседниками демонтаж и вывоз в СССР оборудования австрийских заводов производился в качестве репараций. Соответствующее решение было принято союзниками на Потсдамской мирной конференции 1945 года.
Наши вопросы не предполагали необходимости сравнивать поведение советских оккупационных войск в Австрии и оккупационных войск германского рейха на территории Советского Союза. Упоминая о насилии и беззаконии, случаи которых имели место в советской зоне оккупации, наши собеседники по собственной инициативе к таким сравнениям не прибегали. Вместе с тем, сами эти упоминания не могли оставить нас равнодушными. Поскольку все четверо наших респондентов в силу своего возраста рассматриваемую эпоху не застали, мы решили обратиться к очевидцу событий.
Бернхард фон дер Вайден
-пенсионер.
Несмотря на звучную фамилию, Б.фон дер Вайден родился в рабочей семье. Его воспоминания о времени советской оккупации не изобилуют яркими подробностями, но это и понятно: ему было всего четыре года, когда союзники освободили Австрию. Впрочем, само отсутствие ярких воспоминаний, говорит о том, что оккупационные войска не слишком мешали нормальной жизни простых австрийцев.
Когда мы приехали к Бернхарду на дачу, где он обычно живет летом, первое, что бросилось в глаза, это – российский флаг при входе. Соседи подтвердили, что он не был вывешен к приходу русских журналистов, а находится здесь постоянно.
|
|
Читать дальше...
|
|
Автор: Редактор
|
|
Четверг, 09 Июня 2011 23:26 |
|
Газета “Соотечественник”, № 67 (Июнь, 2011)
22 июня 2011 года исполняется 70 лет со дня нападения фашистской Германии на Советский Союз и начала Великой отечественной войны. К этой дате наша редакция подготовила ряд публикаций, в том числе о том, как в современной Австрии воспринимают события 70-летней давности.
Наш сегодняшний собеседник – один из крупнейших специалистов Австрии по эпохе 30-40-х годов.
Ханс Хаутманн
Профессор истории, с 1996 по 2005 годы возглавлял Институт новой и новейшей истории Университета Линца, автор многочисленных публикаций. Лауреат Государственной премии Виктора Адлера 1988 года за исторические исследования. Специализируется на истории Австрии между двумя мировыми войнами, истории движении Сопротивления. Несколько лет работал в Архиве документов австрийского движения Сопротивления. С 1993 по 2005 года возглавлял Ассоциацию архивов и библиотек «Общество Альфреда Клара».
|
|
Читать дальше...
|
|
Автор: Редактор
|
|
Суббота, 21 Мая 2011 07:16 |
|
Профессор Карл Учакар, доктор политологии, заместитель руководителя Института общественно-политических наук Венского Университета, автор книг и исследований по политической истории и теории государства. Профессор К. Учакар любезно согласился ответить на наши вопросы о том, как воспринимают в Австрии день 9 Мая 1945 года.
- Уважаемый г-н Учакар. Все народы бывшего Советского Союза понесли огромные потери во Второй мировой войне, поэтому День Победы 9 мая 1945 года является для нас самым значительным событием XX века. Сегодня мы рассматриваем эту дату в большей степени как день победы человеческой цивилизации над фашизмом, нежели как победу над Германией и ее союзниками. Естественно, что для нас, русских, живущих в Австрии, важно знать, как воспринимает это событие австрийский народ. Считают ли здесь 9 мая 1945 года днем освобождения от фашизма или днем национального поражения?
- Для Австрии Вторая мировая война закончилась 27 апреля 1945 - это день создания Второй республики. И этот день правильнее было бы рассматривать как день освобождения или поражения. И надо сказать честно, что для многих этот день является днем поражения. Взгляды австрийцев «выковывалась» пропагандой, вначале - национал-социалистами, утверждавшими, что приход русских - это конец для страны.
|
|
Читать дальше...
|
|
Автор: Редактор
|
|
Четверг, 12 Мая 2011 09:46 |
Наш гость - Елена Межинская
Газета “Соотечественник”, № 66 (Май, 2011)

Сегодняшний гость газеты – замечательная певица, успешный деятель культуры и талантливый педагог Елена Межинская. На наших страницах она неоднократно появлялась и в своем профессиональном качестве, и как автор интересных статей.
- Лена, все последние месяцы вижу Вас на различных каналах австрийского телевидения и искренне радуюсь Вашим успехам. И, однако, Вы уже очень давно не появлялись на мероприятиях наших соотечественников. Вам надоела русская публика?
- Ни в коем случае. В Москве я вновь выступаю с военными оркестрами, запланированы концерты в Твери, Казани. Пригласили дать мастер-класс в московском Институте современного управления, кино и телевидения. В июне, в рамках программы российско-французской дружбы состоится концерт на Сейшелах, а также концерт посвященный Дню независимости России. Слава Богу, мое творчество, моя работа востребованы. Другой вопрос, что я выпала из культурной жизни наших соотечественников в Австрии, но это не по причине моего нежелания. Я всегда открыта для сотрудничества и рада помочь, просто не зовут. Могу только сказать, что и в Италии, и во Франции, да и здесь, в Австрии, - везде я выступаю как русская певица, и всегда в моей программе присутствуют русские романсы. Я очень люблю этот жанр, и в моем репертуаре насчитывается около 200 самых разных романсов, многие из них совершенно неизвестны или незаслуженно позабыты.
|
|
Читать дальше...
|
|
Автор: Редактор
|
|
Суббота, 16 Апреля 2011 16:23 |
|
Александр Александрович Волков, летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Командор ордена Почетного Легиона (Франция). Он - обладатель многих наград разных стран, его именем названы улицы десятка городов. В конце марта этого года А.А.Волков был приглашен в качестве почетного гостя на открытие выставки, посвященной 50-летию полета человека в космос, в Центральном выставочном зале Кунстхалле.
Газета “Соотечественник”, № 65 (Апрель, 2011).
- Александр Александрович, как Вы пришли в космонавтику? Это была мечта детства или, может быть, никто и не спрашивал - приказали, и полетел в космос?
- Наверное, надо начать с того, что ни один советский и российский космонавт по принуждению не пришел в отряд космонавтов, ни один. С моей стороны это, конечно, была мечта. И началась она, как у многих, с яркого события, которое состоялась 12 апреля 1961 года. Мне было тринадцать лет. Помню на Украине, в Донбассе, в г.Горловка, где я учился, стояла прекрасная погода. На большой перемене мы играли в баскетбол в школьном дворе, а на балконе школы работал большой динамик. Вдруг зазвучал голос Левитана. Он говорил так громко, что мы прервали игру и стали слушать. И Левитан объявил, что впервые в мире советский человек, преодолев силы земного тяготения, совершил полет в космос. Ликование было необыкновенное. На кадрах хроники видно, как в тот день люди стихийно пришли на Красную площадь, с флагами, с транспарантами «Наш Юра». То же происходило по всей стране.
|
|
Читать дальше...
|
|
|